Экскурсии

Экспозиция «Сокровища наших предков»

Этнографический уголок музея «Родина» Средней школы №17

Экспозиция «Сокровища наших предков»

 

Краеведческий музей «Родина» имеет свой этнографический уголок, он представлен в экспозиции «Сокровища наших предков».

В музее расположены вещи, крестьянского быта: различная глиняная посуда, такая как глиняные горшки, кувшины, деревянная ложка, чугунки, ухваты, дзяжа, маслобойки, молокосборники, дуршлаги, кошыки из соломы.

С незапамятных времён человечество пользовалось теми или иными видами посуды. Вначале посуда изготавливалась преимущественно из глины – самого доступного в обработке жаропрочного и устойчивого к жидкости материала. Слово «посуда» произошло от древнерусского «судъ», обозначающего сосуд, посуда.

Горшо́к –в традиционной белорусской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Форма их идеально приспособлена для  печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200 – 300 г (для приготовления каши) – до 2 – 3 л (ведёрных). Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или волнистыми полосками, а также рядами ямочек вокруг венчика и на плечиках. Использовалась и свинцовая глазурь (полива).

Имеется в музее и несколько безменов. Конструкция русского (простого, скандинавского) безмена представляет собой стержень, на одном конце которого закреплен противовес (шарообразной, эллипсоидной, пирамидальной, кубической и др. форм), а на другом - крючок, к которому подвешивается груз или чашка. На стержень надета петля.

Невозможно  представить дом белоруса без пряхи, т.е. прялки, которая была непременным атрибутом сельского быта. Долгими зимними вечерами, при свете лампы, напевая народные песни, пряли пряжу наши бабушки. Несколько прялок находится так же в нашем этнографическом уголке. Так же имеются и фрагменты прядильного станка, коловорот, веретено. В музее можно увидеть и старую швейную машинку.

Имеется и коллекция лаптей. С самого начала обычной обувью белорусского крестьянина были лапти, — их плели из лыка, лозовой коры или пеньки. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. Простейшие из белорусских лаптей — «щербаки»: неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили «зрячие лапти»: с открытым верхом посредине носка. Надевали лапти на онучи (портянки), к ноге крепили пеньковыми, лыковыми или ременными оборами.

Имеются в музее и целая коллекция утюгов. Есть и их предшественник – рубель. Музей «Родина» содержит целую коллекцию самотканых ручников, скатертей.

Экспозиция «Сокровища наших предков» содержит и такой ценный экспонат как икона распятия Христа. В каждом доме белоруса была икона, которая находилась в самом почетном месте дома – «покуци». Икона украшена ручниками с вышитыми узорами.

свернуть

Экскурсия в музее «Наша школа –вчера сегодня, завтра»

Экскурсия в музее «Наша школа –вчера сегодня, завтра»

- Итак, уважаемые гости! Представляем вашему вниманию экспозицию музея «Родина» о нашей семнадцатой школе.

На стеллажах музея собраны экспонаты, газеты, фотоснимки, посвящённые СШ№17,её учащимся, педагогам и выпускникам.

Первым директором нашей школы была  Бархерит Галина Яковлевна, кандидат педагогических наук. После семнадцатой школы она возглавляла Управление образования Лидского района, занимала должность заместителя председателя Лидского райисполкома по вопросам образования, здравоохранения и социальной жизни, была директорм Лицея №1 г.Лиды. Сегодня Галина Яковлевна возглавляет Лидский колледж. Статья о ней есть и на страницах белорусской энциклопедии «Кто есто кто? Женщины Беларуси. Том 1», которая представлена в нашей экспозиции.

В настоящее время директором нашей школы является Алексеевич Александр Иосифович. Именно с ним наша школа стала занимать первые строчки в рейтингах учреждений образования Лидского района. Список достижений школы в конкурсах разного уровня за несколько лет также представлен в нашей экспозиции.

Школа № 17 г.Лиды имеет свои символы: гимн, герб, а в 2016 году был разработан логотип школы, который размещается на элементах одежды делового стиля – галстуках школьников.

Наиболее ценными материалами этой экспозиции, на наш взгляд, является экземпляр Лидской газеты от 2 октября 1993 года, где размещён репортаж об открытии новой школы №17 в г.Лида в микрорайоне по улице Рыбиновского. Кстати, из этой статьи мы узнали, что первоначально планировалось достроить к школе плавательный бассейн, чего, к сожалению, не случилось.

Из материалов других газет в музее хранится статья из «Принёманских вестей» о шестом Дне рождения школы, который традиционно отмечается 27 сентября. В газете «Наша слова» от 8 сентября 2004 г. в статье «У Лідзе, хто хоча вучыцца па-беларусску, той і можа” сообщается, что в СШ№17 г. Лиды открылся белорусскоязычный класс  (учитель Сарвари Людмила Викторовна).

Газета «Советская Белоруссия» опубликовала информацию о создании Непрофессиональной баскетбольной  лиги, «отцом-основателем» которой называют  Петра Дзержинского, выпускника нашей школы.

Газета «Юный спасатель» рассказывает об участии СШ№17 г.Лиды в заседании Республиканского совета Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных, о деятельности профильных классов по специализации «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». Фотоснимки из  истории данных классов размещены ниже.

 

Есть в нашем учреждении образования и собственная газета «New Times – 17», в которой ученики пишут о важных событиях, прошедших в родной школе, классе, шлифуют свои способности в прозе и поэзии. Один из номеров газеты за 2017 г. представлен в экспозиции.

Тёплыми словами в нашей школе всегда говорят о ветеранах педагогического труда. В СШ№17 их пока не так много. На подборке фотоснимков в нашей экспозиции представлены Балыко Геннадий Васильевич, учитель физической культуры, Белунди Валентина Александровна, учитель английского языка, Медведев Анатолий Иванович, учитель допризывной подготовки, Шпилевская Алина Францевна, учитель истории и обществоведения, Оленёва Мария Ильинична,  учитель английского языка,  Веретникова Лилия Михайловна, учитель химии, Мухлядо Мария Казимировна, учитель географии, Тарас Анатолий Викторович и Тарас Ольга Станиславовна, учителя математики, Дзержинская Зоя Валерьяновна, учитель истории и обществоведения.

Сегодняшние педагоги школы – это компетентные знатоки, профессионалы своего дела, своего предмета. Доказательством тому служат призовые места учащихся в олимпиадах.  В музее хранятся фотографии учителей, подготовивших победителей второго этапа предметных олимпиад в 2016/2017 учебном году. Это ….

   Наша школа сегодня – это место, где могут самореализоваться школьники, родители и педагоги. Школа живёт, дышит, действует. В этом можно убедиться, просмотрев фотовыставку. Только за два месяца 2017/2018 учебного года в нашей школе прошли конкурс песни «О маме с любовью», праздник «Супер-мама», конкурс агитбригад «Экология – дело каждого жителя планеты Земля», спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная спортивная семья!», акция «Чистый лес». 

Нам, ученикам средней школы №17 г.Лиды, есть чем гордиться. И своих будущих детей мы с радостью снова приведём сюда.

 

 

 

свернуть

Экспозиция «Помним и чтим»

 

Утверждаю

Директор СШ №17

_____________Алексеевич А.И.

 

 

Экскурсия в музее «Родина» СШ № 17 г. Лиды.

Экспозиция «Помним и чтим»

 

1 экскурсовод:

Годы всё дальше уносят в прошлое события Великой Отечественной войны. Для нынешнего поколения война – это уже история. Но время не в силах стереть из памяти нашего народа те страдания и горе, которые обрушились на него в годы войны. Навсегда он сохранит и память о беспримерной самоотверженности, мужестве и героизме тех, кто поднялся на защиту Родины от смертельной опасности, отстоял её свободу и независимость, спас народ от порабощения и истребления.

Немцы захватили г. Лиду 27 сентября 1941 года. Город лежал в руинах после продолжительных бомбардировок. В нем было сконцентрировано около 5 тыс. гитлеровцев. Фашисты установили в городе жёсткий режим. Все жители города получали документы «Auswais» (вы видите их в нашей экспозиции), где были указаны данные о его владельце, отпечатки пальцев и фотография. Если человек, не мог предъявить документы, его расстреливали. Еврейское население проживало в особой зоне ГЕТО. Передвигаться по улицам города ночью, было запрещено. В здании бывшего педучилища ( сейчас это здание Лидского колледжа) размещался гебитскамиссариат, в школе № 10 гестапо, в здании школы №1 военный госпиталь. В экспозиции находится копия надписей  сделанных нашими земляками, когда они находились в подвале немецкой жандармерии. Также в экспозиции вы можете увидеть личные вещи времён войны : медальон с еврейским символическим знаком, немецкие деньги(немцы ввели на оккупированной территории свою денежную единицу – немецкую марку, все советские деньги отменялись). Также здесь находятся  ридикюль, фотографии, табакерка из бересты.   Так же в музее находятся остатки разорвавшихся снарядов, станок от пулемёта, часы.

В оккупированном городе фашисты установили кровавый террор. 3 июля 1941 года были арестованы  и застрелены 151 представитель интеллигенции. 8 июля - 120 человек больных и медперсонала псих. больницы. Расстреливали пленных красноармейцев и командиров Красной Армии, евреев, цыган, татар. Расстреливали мужчин и женщин, стариков и детей. 10 марта немцы расстреляли жителей Лидского гетто.

Вторая акция полного уничтожения евреев гетто в Лиде была проведена 8 мая 1943 года. На рассвете  в 5-ом часу утра фашисты вывели из домов всех жителей гетто и колоннами повели в сторону казарм. После чего группами по 100 человек и более отвадили в лес на запад от города и расстреливали. Только за один день было убито 5760 человек! Всего за 3 с лишним годов оккупации фашисты расстреляли  и замучили более за 12 тыс. лидчан и жителей соседних деревень. В память жертв этой страшной трагедии в лесном массиве «Боровка» установлен памятник. Его фотография находится на этой схеме.

2- ой экскурсовод: 

И всё же, не смотря на жесткие преследования и кровавый террор, жители Лидчины не покорились врагу. Неотъемлемой составной частью Великой Отечественной войны была всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков на всей временно оккупированной территории нашей страны. Одной из её основных форм стала деятельность подпольных групп и организаций, которые вели борьбу с оккупантами непосредственно в городах и других населённых пунктах.

Наряду с партизанским движением подпольная борьба получила широкое развитие и в оккупированной Беларуси. Развернулась она и на Лидчине.

Уже в декабре 1941 года в городе возникло партизанское подполье. С первых дней войны издавалась газета «Уперад» копию одного номера этой газеты вы можете увидеть в нашей экспозиции.

В городе Лида и Лидском районе организовались и действовали девять подпольных групп, большинство из которых по своему составу были комсомольско-молодёжными. Самой многочисленной подпольной группой в Лиде была группа, которую создали в конце 1941 года на железнодорожном узле молодой коммунист Михаил Игнатов и комсомолец Александр Климко. В группу  входили молодые рабочие железнодорожного узла Анатолий Качан, Мария Костромина, Мотя Наказных, В.Л.Савченко, Р.Ю.Сосновский, Л.Ф. Холевинский и другие патриоты, всего 18 человек. Группа поддерживала постоянную связь с партизанскими отрядами «Искра», «Балтиец», имени К.Е.Ворошилова. В течение 1942года её участниками был совершён ряд крупных диверсий. Климко, Качан и Холевинский сожгли здание вагонного депо, Савченко подорвал поворотный круг паровозного депо, Сосновский и Тертичный подожгли завод по изготовлению конструкций для бункеров и блиндажей. В ночь на 14 марта 1943 года Сосновский с подпольщиком С.П.Павловым подорвали, надолго выведя из строя, электростанцию железнодорожного узла. Накануне взрыва часть подпольщиков была выведена из города и пополнила ряды партизан. Оставшиеся в Лиде Игнатов, Климко, Качан, Наказных, Холевинский и др. продолжали борьбу с оккупантами в городе. В конце 1943 года в Лиде действовали 4 самостоятельные подпольные группы: на железнодорожном узле, в авиамоторных мастерских, в немецком госпитале, и даже в самом гебитскамисариате( группа Николаенко-Негрея «Заря»).

 6 ноября 1943 года группа подпольщиков в составе Мельникова, Малявского, Пинчука, Негрея взорвала железнодорожный мост около больницы, что на железнодорожных путях в направлении Лида – Молодечно. Подпольщики собирали и передавали в партизанский отряд оружие, боеприпасы, медикаменты, сведения о расположении оккупационных войск и др.

Были разработаны и осуществлены террористические акты против главарей оккупационных властей. Мельников и Пинчук совершили нападение на заведующего общего отдела гебитскомиссариата Буша. Он жил тогда в доме на улице Мицкевича, что рядом с пивзаводом. Брошенными через окно двумя гранатами во время банкета, Буш был убит. Но самым рискованным нападением была попытка убийства самого гебитскомиссара Дрекселя. Такое решение приняло командование партизанской бригады им. Кирова, и группой Николаенко-Негрея. В феврале 1944г. Выполнить эту операцию поручили Мельникову,  Пинчуку и Роману Острейко. Чтобы проникнуть в здание гебитскомиссариата Острейко сделал ключи и подпольщики при помощи их пробрались в здание, а затем и в кабинет Дрекселя. Подложили мину под стул гебитскомиссара и в стол его заместителя, а сами вышли из здания. К сожалению, уборщица заметила Романа Острейко и затем смогла его опознать. Когда гебитскамиссар пришел в кабинет, бросил на стул шинель, стул опрокинулся, и он заметил мину. Затем были найдены и другие мины. Начался поиск смельчаков. В столовой во время обеда Острейко был арестован. После допросов и зверских издевательств он был повешен 27 марта 1944 г.

В мае 1944 года лидскому подполью был нанесён тяжёлый удар. В городе начались массовые аресты. Были арестованы Игнатов и большинство членов его группы, в том числе Климко, Качан, Наказных, Холевинский. Все они были казнены. Игнатова расстреляли 23 июня, а остальных – 3 июля 1944 года, за 5 дней до освобождения города. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1965 годаМ.Н.Игнатов, А.А.Климко, А.Г.Качан, М.И.Костромина, М.К.Наказных, Л.Ф.Кудачев, Л.Ф.Холевинский посмертно награждены орденами Отечественной войны первой степени.

Какими были эти смелые и мужественные люди, лидские подпольщики: вот они Михаил Николаевич Игнатов, Анатолий Качан, Александр Климко, Моця Наказных, Мария Кострамина, Зоя Кудачова. На месте расстрела лидских подпольщиков и комсомольцев был установлен памятник в лесном массиве «Боровка», за которым ухаживают ученики нашей школы.

1-ой экскурсовод:

Наша школа находится на улице имени Рыбиновского, но наверное не все знают, кто такой был Василий Рыбиновский. Он был засланным в тыл кадровым офицером и руководил разведгруппой. Родился в д. Новая Великолукского р-на Псковской обл.  Окончив политическое училище МВД, работал в органах советской милиции в г. Великие Луки. С начала Отечественной войны в отряде народного ополчения, затем в партизанском отряде, с 28.1.1943  командира партизанской спецгруппы на территории Лидского р-на. Группа добывала и передавала разведданные о вражеских гарнизонах, о движении ж.-д. эшелонов по линиям Вильнюс — Лида — Барановичи и Гродно — Лида — Молодечно. Осенью 1943 арестован при выполнении боевого задания в Лиде. 52 дня находился в одиночной камере Лидской тюрьмы. Подпольщики организовали ему побег из тюрьмы. Погиб от рук бандита на хуторе у д. Докудово Лидского р-на. Похоронен в д. Докудово в братской могиле. Посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. В экспозиции находится письмо Василия Рыбиновского своей семье.

Город Лида был освобожден в ходе Вильнюсской операции в ночь с 8 на 9  июля 1944 года.

5 июля 1944 г. командующий 3-го Белорусского фронта генерал И.Д. Черняховский поставил задачу: «Третьему гвардейскому кавалерийскому корпусу генерала Н.С. Осликовского во взаимодействии с 31 Армией не позднее 10-12 июля овладеть г. Лидой».

Непосредственное участие в освобождении города Лида принимал 3-й гвардейский кавалерийский корпус (командир генерал-лейтенант Осликовский Николай Сергеевич), в составе: 5-ая гвардейская кавалерийская дивизия (командир генерал-майор Чепуркин Николай Степанович), 6-ая гвардейская кавалерийская дивизия (командир генерал-майор Брикель Павел Порфирьевич), 32-ая кавалерийская дивизия (командир Калюжный Иван Прокофьевич) .

2-ой экскурсовод

В экспозиции можно видеть фотографии маршалов СССР Василевского и Рокосовского. Фотографию трижды героя советского Союза Пакрышкина с автографом. Так же здесь находится фото обычного рядового Ильи Сытникова, который, к сожалению, погиб в бою за г. Лиду, его матери пришла похоронка, в которой говорится, что он погиб героем. Такие похоронки ежедневно приходили матерям во все  уголки нашей страны. В экспозиции расположены письма с фронта. Письмо Акулович Ирине Григорьевне,  жительнице Свислочского района от Николая датируемое 10.10.1944г. и 05.01.1945г. В нём Николай сообщает о здоровье и о высылке денег. А также письма адресованные Любимовой Елене Ивановне, от16.12.44г. и 24.05.45г. Письма отправлены из Чехословакии солдатом красной Армии, в котором он говорит о том что очень жалеет, что не пришлось побывать в Берлине, и о том что жители Чехословакии встречали освободителей с радостью. Так же в экспозиции находится газета «Коммуна» от 19 августа 1941 года. На первой странице газетного номера расположены сводки с фронта «От советского информбюро». Статья в которой говорится о примере высокого патриотизма тружеников села, которые, не смотря на  тяжёлые условия труда,  рассчитались с государством по хлебопоставкам и натурплате. А также размещён указ председателя президиума верховного Савета СССР М. Калинина о присвоении звания Героя Советского Саюза заместителю палитрука Арнольду Канстантиновичу Мери, и награждении его орденом Ленина и Медалью Золотой звезды.

В честь каждого освобождённого города в Москве давали залп из боевых орудий и салют. В экспозиции находится копия приказа верховному главнокомандующему Черняховскому от 9 июля 1944г., где сказано, что в 22 часа в честь освобождения г. Лиды был дан салют в Москве.

В боях за город и на подступах к городу кавалеристы уничтожили свыше 1500 солдат и офицеров противника и около 1200 захватили в плен. 17 немецких танков было подбито и сожжено в этих боях. Выход кавалерийских полков к городу был настолько стремительным, а охватывающий маневр был осуществлен так согласованно и одновременно, что противник не успел вывести со станции Лида подготовленных к отправке эшелонов, груженных продовольствием, обмундированием, боеприпасами и другим военным имуществом. Остались в городе все большие склады и все заводы города, которые немцы не успели взорвать и сжечь.В центре Лиды, в сквере по улице Советской, в 1965 г. возведен памятник советским воинам освободителям и партизанам, на котором увековечен приказ Верховного Главнокомандующего маршала И.Сталина: «Войска 3-го Белорусского фронта, в результате умелого маневра конницы, танков и пехоты, овладели городом Лида - крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом обороны немцев на Гродненском направлении».

   Подпольная деятельность в городе сделали своё дело в борьбе с оккупантами и приблизили время освобождения родной Беларуси.

свернуть

Куклы - обереги

1.Традиционная славянская тряпичная кукла безлика.  Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.

Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.

2.Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.

3.Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

4.Куколка «Отдарок-на-подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

5.Кукла "Желанница" Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни "

6.Кукла "Веснушка"

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.

7.Кукла "Кубышка-травница"

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Игра

8.Куватка

Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.

9.Кукла "Зерновушка"

После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу-мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным

 Живите в мире и радости!

 

 

свернуть

Музейны ўрок “З гісторыі праса”

Мэты ўрока:

  • дапамагчы вучням цэласна ўявіць праект вывучэння тэмы;
  • садзейнічаць засваенню вучнямі матэрыяльнага і культурнага вопыту чалавецтва.

Задачы ўрока:

  • фарміраванне інтэлектуальных якасцей асобы, неабходных для пераўтваральнай і творчай пазнавальнай дзейнасці;
  • выпрацоўка правільнага ўяўлення аб акружаючай рэчаіснасці, павышэнне агульнай культуры, пашырэнне кругагляду вучняў, павышэнне цікавасці да гісторыі.

Ход урока

Уступнае слова настаўніка:

Чалавек нараджаецца на гэты свет, трапляе ў чалавечую супольнасць і адначасова атрымлівае вялікі падарунак – магчымасць набываць веды, якія на працягу ўсёй гісторыі існавання назапашвала чалавецтва.

У нашым музеі сабрана дастаткова вялікая калекцыя прасаў. Мы пазнаёмімся з гісторыяй стварэння і развіцця гэтага “маленькага шэдэўра чалавецтва”, так неабходнага ўсім нам.

Экскурсавод:

Гісторыю  праса мы пачнём з кароткага расказа пра яго продкаў. Самым старажытным з іх археолагі прызнаюць плоскі, цяжкі камень. На яго адносна роўнай паверхні расцілалі крыху макраватае яшчэ адзенне, зверху прыкладвалі яшчэ адным каменем і пакідалі да поўнага высыхання. У выніку частка складак знікала.

Настаўнік:

Людзі заўсёды хацелі выглядаць прыгожа і модна. Дакладна ніхто не ведае, калі і хто вынайшаў тое, што цяпер прынята назваць прасам. Хутчэй за ўсё ён з’явіўся тады, калі з’явілася адзенне з тканіны. Але археолагі сцвярджаюць, што скуры таксама прасавалі – адпаліраванай косткай маманта.

Экскурсавод:

         У 4-м стагоддзі да нашай эры ў Грэцыі вынайшлі спосаб прасавання хітонаў і тунік з дапамогай нагрэтага металічнага прута. У сярэднявеччы сталі выкарыстоўваць іншыя прыстасаванні. Выглядзелі яны практычна так, як звычайная патэльня: унутры чыгуннай жароўні з ручкай закладваліся гарачыя вугалі і ўсёй гэтай канструкцыяй пачыналі вадзіць па адзенні. Гэты “прас” не адрозніваўся зручнасцю: працаваць з яго дапамогай было небяспечна, іскры і дробныя вугалькі выляталі з жароўні, пакідаючы на адзенні апаліны і дзіркі.

Настаўнік:

Старажытныя рымляне прасавалі свае тунікі і тогі пры дапамозе металічнага малатка: маршчыны на адзенні проста выбіваліся шматлікімі ўдарамі.

Славянскія народы доўга выкарыстоўвалі прасаванне з дапамогай двух інструментаў: невялікай палкі з роўным круглым сячэннем, якая называлася “вальком”, і рыфленай дошкі, якая мела мноства назваў – “рубель”. “рэбрак”, “пральнік”.

Існавалі яшчэ “гаўкі”  -  шкляныя шары, напоўненыя гарачай вадой  металічныя кубкі.

Экскурсавод:

         У Расіі цяжкія прасы вядомы з 17-га стагоддзя, а на Захадзе, хутчэй за ўсё, яшчэ раней. Першае пісьмовае сведчанне наяўнасці ў расійскім абіходзе праса датававана 10-м лютага 1636-га года. У кнізе расходаў царскага адзначана: “Кузняцу Івашку Трафімаву выдана 5 алтын, і ён за тыя грошы змайстраваў у царыцыну палату прас жалезны”. У 18-м стагоддзі ўжо была наладжана прамысловая  вытворчасць “духавых” прасаў: іх выраблялі Дзямідаўскі і іншыя ліцейныя заводы.

Настаўнік:

Яшчэ адна разнавіднасць праса – літыя чугунныя, якія разаграваюцца на адкрытым агні або ў гарачай печы. З’явіліся яны ў 18-м стагоддзі і яшчэ выпускаліся ў нашай краіне нават у 60-я гады дваццатага стагоддзя: нягледзячы на тое, што ўжо даўно быў вынайдзены электрычны прас, у многіх не былі  прадугледжаны разеткі.

Экскурсавод:

Чыгунны прас разаграваўся вельмі доўга – не менш за паўгадзіны, а гарачым яго немагчыма было браць без прыхваткі. Пагэтаму такія прасы ўдасканалілі: іх сталі ствараць парнымі – з адной здымнай ручкай на два чугунныя аснаванні. Пакуль адным прасавалі, другое аснаванне награвалася, і працэс прасавання паскараўся.

Вялікія чугунныя прасы важылі да 10 кг і прызначаліся для прасавання грубых тканін. Для прасавання тонкіх тканін і дробных дэталей адзення – манжэт, каўнерыкаў, карункаў – карысталіся маленькімі прасікамі, памерам на паўдалоні.

Настаўнік:  

         Прасы былі дарагой рэччу. Пры ліцці іх упрыгожвалі арнаментам, іх перадавалі па спадчыне ад маці да дачкі. Наяўнасць праса ў доме лічылася сімвалам дастатку  гаспадароў. Часам прас нават выстаўляўся на сурвэтцы побач з самаварам у якасці ўпрыгажэння на відным месцы і як бы ненарокам, але з гонарам дэманстраваўся ўсім гасцям. Для асоба знатных асоб маглі вырабляцца прасы самых дзівосных форм. Магла быць зроблена і інкрустацыя меддзю па жалезу, а ў прасаў багацейшых – нават серабром. Ручкі звычайна выточвалі з дрэва гладкімі або фігурнымі. Акрамя таго адліваліся прасы маленькія, якія служылі для разгладжвання карункаў і іншых дробных дэталяў.

Экскурсавод:

Паралельна з цэльналітым існаваў прас вуглевы. Такі прас награваўся бярозавым вуголлем, верх яго адчыняўся, як карабок, і вугалькі засыпалі ўнутр. У бакавых сценках былі адтуліны для паляпшэння цягі. Такі прас называўся “духавы”, бо яго патрэбна было ўвесь час раздуваць. Але прыбор менў істотны недастатак – моцна капціў, выдзяляў угарны газ і гарэлы пах. 

Настаўнік:

         У канцы 19 стагоддзя сталі вырабляць газавыя прасы. Прынцып іх работы быў той жа, што і ў газавых пліт: прас разаграваўся ад гарачага газу. У корпус такога праса была ўстаўлена металічная трубка, далучаная другім канцом да газавага балона, а на крышцы праса размяшчаўся насос. З дапамогай насоса газ заганяўся ў нутро праса, дзе, згараючы, награваў гладзільную падэшву. Такія прасы былі вельмі небяспечнымі: па іх віне нярэдка адбывалася ўцечка газа – з усімі выцякаючымі вынікамі: пажарамі, узрывамі, ахвярамі.

Экскурсавод:

         У пачатку дваццатага стагоддзя ўсё большай папулярнасцю стаў карыстацца больш бяспечны чым газавы, спіртавы прас. Яго рэкламу можна было сустрэць у часопісах 1913-га года.  Змайстраваны ён быў па прынцыпу керасінавай лямпы: паверхня праса награвася спіртам, які наліваўся ўнутр і падпальваўся. Каштоўнасць такога праса была ў тым, што разаграваўся ён хутка, важыў не вельмі шмат, яго можна было выкарыстоўваць як дарожны варыянт. Каштаваў такі прас, што называецца як чугунны мост”, як невялікі статак авец ці добрая карова…

Настаўнік:

Днём нараджэння электрычнага праса можна лічыць 6-га чэрвеня 1882-га года. Менавіта ў гэты дзень амерыканец Генры Сілі запатэнтаваў вынайдзены ім электрычны прас.

Экскурсавод:

У першага ў свеце электрычнага праса награвальным элементам была электрычная дуга паміж вугольнымі электродамі, да якіх падводзіўся пастаянны ток.

Настаўнік:

Раннія мадэлі электрычных прасаў былі, як і газавыя, небяспечныя (з-за недасканаласці канструкцыі яны моцна білі токам) і капрызныя ў абыходжанні, пагэтаму праз 10 гадоў, у 1892-м годзе кампанія “General Electric” і  “Crompton @ Co” мадэрнізавалі электрычны прас, пачалі выкарыстоўваць у яго канструкцыі награвальную спіраль.

Такая спіраль, схаваная ўнутры корпуса праса перад яго падэшвай, была надзейна ізалявана ад корпуса. Біць сваіх уладальнікаў токам прасы перасталі і карыстацца імі ужо было не так небяспечна.

Экскурсавод:

Новая канструкцыя прасаў аказалася настолькі ўдалай, што і цяпер прымяняецца ў новых мадэлях прасаў.

У 20-м ст. элекрапрасы былі  забяспечаны тэрмарэгулятарам.

Настаўнік:

У многіх краінах свету існуюць музеі, прысвечаныя гісторыі праса. Самы вядомы –  у французскім горадзе Рубе.

Ёсць у Расіі музей праса ў Пераяслаўлі-Залескісм, створаны ў 2002-м годзе мясцовым жыхаром. Антыквары таксама не адстаюць, бо ёсць такія шэдэўры, як хрустальны прас фірмы “Баккара”, якая належала Карлу Дзесятаму.

Прасгэта маленькі шэдэўр чалавецтва, мастацтва.

         Запрашаем на экскурсію вашых таварышаў, сяброў, бацькоў. Хочацца спадзявацца, што мерапрыемсва атрымалася змястоўным, цікавым. Дзякуем за ўвагу.

 

свернуть

Музейны занятак “Дылетант у райцаўскіх вытоках”

Для вучняў 7-9 класаў
Форма правядзення: музей у чамадане
Мэта: дапамагчы вучням у вывучэнні гісторыка-культурнай спадчыны роднай краіны і яе сучасных дасягненняў; фарміраванне ўважлівых адносін да сваей Айчыны, спрыяць у выхаванні пачуцця гонару і глыбокай павагі да нацыянальных традыцый, звычаяў, культуры.
Абсталяванне: чамадан,экспанаты, адзенне дылетанта.

(На сцэну выходзіць вучань у вобразе дылетанта)

Дылетант: Дзень добры панове! Ішоў я, ішоў і дайшоў да вашага мястэчка. Кажуць, што менавіта ў гэтай вёсцы жывуць самыя адукаваныя, самыя прыветлівыя людзі. Вось і мяне сустрэлі вельмі гасцінна. І нездарма, бо гэта Свіцязянскі край, дзе не толькі чыстыя, празрыстыя воды, ураджайныя землі, але і шчырыя, добрасумленныя людзі. Вы ведаеце, што гэтая зямля абвеяна шматлікімі легендамі, паданнямі. Вось паслухайце легенду пра ўзнікненне гэтай старонкі. (адкрывае чамадан, гучыць музыка адкрыцця)

Музыка: 3 разы б’юць званы.

Дылетант: Некалькі стагоддяў назад нарадзілася маленькая вёска і імя ёй Райца.

Ля калыскі тры дзяўчыны, апранутыя ў белае адзенне і адна – у чорнае.

Чорная: Які вы судзіце ёй лёс?

1-я: Самы слаўны.

Чорная: Але і самы цяжкі.

2-я: Але і самы вялікі.

Чорная: Яна будзе гадамі блукаць у пацёмках.

3-я: І выйдзе на святло!

Чорная: І аслепне ад яго.

1-я: І вывядзе на яго іншых.

Чорная: На яе будуць узводзіць паклёп і ворагі і сябры.

2-я: Яна адкажа ім мячом праўды.

Чорная: І будуць воіны.

3-я: Здужае.

1-я: Вораг згіне, незлічоная будзе сіла яго, але ён згіне, бо што значыць сіла моцных, калі абароненая маці-краіна вяртае іх гонар!

Дылетант:  Гонар. Так, так, сапраўды ёсць чым ганарыцца на гэтай зямельцы. Сёння прыадчынім дзверы ў дзівосны свет скарбаў народных, у свет нашай спадчыны. А дапаможа ў гэтым чамадан, з якім я завітаў да вас.

Экспанат - гэта прадмет, які выстаўляецца ў музеі або выстаўляецца на выстаўцы для агляду.

 - Ці ёсць тут сапраўдныя дзяўчаты? Назавіце прылады працы, якімі пераважна карысталіся жанчыны?

(Жаночыя прылады працы: верацяно, граблі, лапата для хлеба, матавіла, прас, прасніца, калаўрот, качалкі, серп, сукала, ступа, грэбень.)

- Спадзяюся, што сапраўдныя хлопцы таксама прысутнічаюць. Прылады працы, якімі карысталіся мужчыны?

(Мужчынскія прылады працы: мянташка, драўляныя вілы, жорны, сякерка, цэп.)

Паслухайце загадкі, як прыклады мастацкага апісання прадмета, і адгадайце, пра якую яны прыладу працы.

Між дубінкі, між ляшчынкі - кавалачак скурацінкі.

або

Круціцца, верціцца, на ноч павесіцца.

Адгадка: цэп.

Дылетант: Павучымся апісваць гэтую прыладу працы. Назаву састаўныя часткі цэпа: цапільна, біч і рамень ці гужык. Уважліва на працягу 30 секунд разглядайце прадмет, затым я прадмет хаваю. Апішыце яго па памяці.

Прыкладнае апісанне. Цэп - гэта прылада працы, якая складаецца з гладка выструганай палкі (цапільна) і біча, рухома замацаваных паміж сабой гужыкам.

Дзе мог выкарыстоўвацца цэп? (У гаспадарчых мэтах для малацьбы збожжа).

Апісваць прыладу працы - нялёгкая справа. Дапамагчы вам можа ў рабоце энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі".

Дылетант:

Наступная загадка пра больш складаную прыладу працы. Адгадайце, пра якую.

Два парсючкі рэжуцца - белая кроў ідзе. (Жорны)

Якія мастацкія сродкі выкарыстаны ў загадцы? (Ёсць параўнанне і эпітэт).

Паслухаем узор навуковага апісання жорнаў з вуснаў экскурсавода.

Жорны - прылада для памолу зерня; ручны млын. Былі каменныя і драўляныя. Каменныя жорны ўжываліся паўсюдна, іх рабілі з пясчаніку, буйназярністага граніту, вапняку, дыярыту.

Стаялі яны звычайна ў сенцах, радзей у хаце або варыўні. За дзень на каменных жорнах можна было змалоць 2 - 3 пуды зерня. Да 1920 года значную частку зерня сяляне малолі ў жорнах, бо плата за мліва складала дзесятую частку прывезенага ў млын зерня, што для беднякоў было не пад сілу

Дылетант:

Круціцца- круціцца

У руках аж скача.

У нітку скруціцца

Вось задача.

Верацяно, прылада для ручнога прадзення воўны, пянькі.

Дылетант:

Сам тонак, як паясок, мой востранькі насок, як выйду на поле ваяваці высокіх панічоў у злаце: яны на мяне лезуць, а мае зубкі іх рэжуць (Серп).

Серп, прылада для ўборкі збожжавых культур.

Дылетант:

Народная творчасць – нікім да канца не прачытаная, чароўная, мудрая кніга. Пяшчотныя, светлыя яе старонкі з мілагучнымі калыханкамі разгарнулі перад намі ў дзяцінстве нашы матулі і бабулі. Прыгожая вёска з прыгожай гісторыяй і прыгажэе з кожным днём. Падрастаюць тут і деткі, якія шануюць традыцыі, гісторыю сваёй мясцовасці, вераць у светлае будучае і клянуцца ў вернасці і адданасці сваёй Радзімы.

 

свернуть

«Без срока давности…..»

"За то, что были евреями..." Гетто на Лидчине было одним из самых крупных в СССР. В годы Великой Отечественной войны в Лиде в рамках гитлеровской политики «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены более восьми тысяч евреев – женщин, детей, мужчин. С сентября 1941-го по март 1943 года здесь действовало одно из самых крупных на территории СССР гетто. Каждый метр лидской земли полит еврейской кровью... Новый порядок Части вермахта захватили Лиду 27 июня 1941 года, а уже 28 июня группы СС и СД задерживали евреев и отводили на главную площадь Лиды. Там нацисты отбирали адвокатов, инженеров, учителей и других представителей интеллигенции, отводили на разрушенные склады и без объяснений расстреливали. Так в Лиде устанавливался новый оккупационный порядок – зверский режим, непонятный мирным людям. Разбомбив еврейский квартал и древнюю еврейскую святыню – синагогу, немцы заставили горожан до последнего камешка разбирать руины, чтобы не осталось и следа культового здания. А 3 июля 1941 года начались карательные операции. Под предлогом увода на работу убили 151 представителя еврейской интеллигенции: раввинов, инженеров, адвокатов, тела которых закопали в ямах бывших пороховых погребов в районе деревни Новопрудцы. На следующий день был создан еврейский совет – юденрат, возглавил его учитель еврейской школы Лихтман. Совет составлял списки евреев для работ в лагере, распределял рабочую силу и жилье, продукты питания, делал опись собственности, охранял внутренний порядок, решал бытовые вопросы. Один из выживших в годы войны лидских евреев Элиаху Демесек, чьи воспоминания сохранились в собрании «Летописи Лиды» на иврите, писал: «День за днем те, кто мог работать, отправлялись на расчистку мусора от разрушенных домов, распиливание древесины и т.д. Много усилий ушло на расчистку руин большой синагоги, которая простояла много лет. Те, кто выходил на работу, получали суп из гнилой картошки один раз в день. Время от времени немецкие власти разрешали использовать в супе головы и кости животных. Еврейское население получало 125 граммов хлеба на человека в день. Тех, у кого находили мясо, яйца или масло – убивали». В июле 1941-го эсэсовцы расстреляли 47 мужчин-евреев в местечке Белица на Лидчине, около тридцати – в деревне Селец. В своей книге «Сялец. Прынёманская рэчаiснасць» местный краевед Николай Дикевич рассказывал: «Людзей павялi каля станцыi, дзе была выкапана яма глыбiнёй па пояс. Там немцы загадалi арыштаваным бегаць да знямогi па крузе i абавязкова скакаць праз яму… Потым яўрэяў павялi ўздоўж плоту ў суправаджэннi аўтаматчыкаў, двух кулямётаў i некалькiх сабак. У лясочку, што завецца ў нас Лужок, бязвiнных людзей расстралялi…»  Желтая метка В начале сентября 1941 года по всему городу были расклеены объявления на трех языках: немецком, русском и польском. В течение 24 часов еврейское население должно было покинуть свои дома и переселиться в гетто, площадь которого заняла несколько городских кварталов. Дома оградили колючей проволокой, хозяев не еврейской национальности переселили в центр города. В гетто привезли и евреев из соседних местечек: Белицы, Ивья, Березовки, Вороново.   

 «Евреям запретили ездить в другие города, ходить по тротуарам (они могли передвигаться лишь по дороге, вдоль канав), показываться на улицах даже днем без специального разрешения, контактировать с другими людьми. За невыполнение этого указа – расстрел.» Об этом рассказал Андрей Фишбайн – председатель регионального мемориально-культурного общественного объединения евреев Лиды с 2012 по 2016 год, главный инженер ОАО «Лидастройматериалы». 

«Евреев обязали пришить на одежду желтые метки размером 10х10 сантиметров, которые позже заменили на желтые звезды Давида – для идентификации и на случай побега. Наказание за малейшее нарушение – смерть. Началась настоящая травля евреев. Издевательствам над человеческим достоинством не было предела. Полная изоляция и дискриминация.  По архивным данным, к началу Великой Отечественной войны количество евреев в Лиде и окрестностях составляло 38 процентов местного населения и доходило до восьми с половиной тысяч. Они были ремесленниками, врачами, юристами, продавцами, производственниками, держали все известные заводы и мирно уживались с поляками, белорусами, русскими. Пока не грянула война. Геноцид евреев был частью гитлеровской политики, проводился целенаправленно и чрезвычайно жестоко. Расправа – Вначале фашисты избавлялись от молодых интеллигентных и религиозных лидеров – евреев-мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, потому что боялись сопротивления, а затем убивали всех» . Эти слова из воспоминаний Аси Даниловны Саулкиной, председатель регионального мемориально-культурного общества в 1977 – 2007 годы, изучавшая историю гетто и немало сделавшая для сохранения исторической памяти на Лидчине.

« В первые месяцы оккупации казни проходили в городской тюрьме и только ночью, чтобы избежать свидетелей. Позднее, когда масштабы репрессий выросли, убийства перенесли на полигон возле Лиды. С тех пор, как я переехала в Лиду в 1946-м и узнала о жутком преступлении фашистов, мое сердце не знало покоя. Эта трагедия непостижима нашему сознанию… Очередное массовое убийство евреев случилось в марте 1942 года, когда 50 человек были убиты во дворе тюрьмы, а 200 – в своих домах в гетто». Из воспоминаний Элиаху Демесека, сборник «Летописи Лиды»: «Ужасная картина предстала перед глазами евреев, которые вернулись в тот день домой: их дома представляли собой могилы: все дети, которых родители оставили дома из-за сильного холода, дети всех возрастов, больные и умирающие – все, кто не пошел на опознавательный парад, были найдены лежащими в собственной крови, которая еще не успела замерзнуть».  После этого каратели арестовали и жестко расправились с членами юденрата, а их тела отдали в гетто. Они были настолько изуродованы пытками, что учителя Лихтмана, к примеру, опознали только по одежде. Яма 8 мая 1942 года в Лиде произошла невиданная доселе по масштабам массовая казнь евреев, которую оккупанты назвали «акция». Свидетели рассказывали, что 7 мая вечером полицаи и каратели окружили гетто, а утром 8 мая узников вывели на площадь. Гебитскомиссар и его помощник проводили «селекцию»: отделяли обреченных на смерть женщин, стариков, больных и детей от специалистов и ремесленников, которых временно оставляли в живых (они были нужны в качестве рабочей силы.). Больных и стариков, которые не могли сами передвигаться, убивали сразу – в домах и на улицах гетто. 

« Их вели к месту убийства, и люди уже понимали, куда и зачем их ведут, – рассказывает Андрей Фишбайн. – Старшие старались не пугать детей. По дороге людей избивали, отстающих расстреливали..». Об этом свидетельствует акт от 17 августа 1944 года и показания свидетелей Белобородова Фишеля и Левина Абрама. Несколько человек в районе современной улицы Рыбиновского сумели выскользнуть из толпы, благодаря чему мы знаем ужасные подробности. Сами фашисты не хотели марать руки в крови, потому они использовали полицаев-коллаборационистов. В тот день они привезли целую группу, оставили перед ямой вместе с бочонком спирта и запасом сигарет. Полицаи «развлекались» до вечера. Расстреливали людей из пулеметов и автоматов в трех больших ямах, предварительно заставив жертв раздеться. Первыми туда бросали детей и забрасывали ямы гранатами. Живые очереди устанавливались на трупах и расстреливались до тех пор, пока не заполнялась яма. Трупы пересыпали известью и тонким слоем земли. Стонали раненые, кричали женщины, плакали дети, а пьяный полицай жал на гашетку. Стреляли до вечера, затем траншеи засыпали землей. Местом массовых расстрелов стали поле и лес в трех километрах от города за микрорайоном Рыбиновского и Гастелло, называемое в народе Боровка. Когда люди появились на месте расстрела, они увидели жуткую картину: из земли торчали человеческие руки и ноги. Полицаи же, сделав свое черное дело, поехали дальше – убивать евреев в Василишки и Вороново. В тот майский день в Лиде были расстреляны около шести тысяч мирного населения. Захоронения убитых заняли площадь 6 гектаров...  На этом репрессии еврейского населения не закончились. Спустя два месяца каратели расстреляли еще 120 человек – медицинский персонал психиатрической больницы. В июне-июле 1942 года в ямах пороховых погребов уничтожили 155 евреев – представителей интеллигенции, а 3 000 из оставшихся узников гетто осенью 1942 года были вывезены в лагерь смерти Майданек в Польшу. 

 Из всего еврейского населения Лидчины спаслись и выжили лишь 300 человек, возвратились в Лиду – семь. Страшные факты лидского Холокоста засвидетельствованы в собрании на иврите «Летопись Лиды». Из общего числа погибших в поименном списке смогли установить фамилии более 3,5 тысячи евреев.

свернуть